За обновлениями можно следить в telegram-канале https://t.me/quasiart

Чем шире становится аудитория сайта, тем лучше он должен подстраиваться под её возможности. При разработке сайта всегда нужно держать в голове, что сайтом будут пользоваться люди с различными нарушениями зрения или без возможности пользоваться мышью.

Тема доступности практически всегда игнорируется в сегменте средних сайтов. И это большое допущение, так как среди заинтересованной аудитории вполне могут (и наверняка будут) люди с неидеальным здоровьем. 

Наверное, первой причиной такого упущения является недостаточное информирование заказчиков, дизайнеров или веб-разработчиков. В этой статье собраны основные заблуждения о доступности, засевшие в головах тех, кто кое-что слышал о доступности, но не решается пойти навстречу небольшой, но значительной части пользователей.

1 «Это никому не нужно»

Обычно доступность ассоциируется с пандусами, бесступенчатыми эскалаторами, заниженными бордюрами и табличками Брайля. Но этот термин распространяется и на интернет, где много людей с нарушениями слуха, зрения и пр.

Также стоит помнить, что человеку свойственно стареть. Уверен, всем хотелось бы продолжить пользоваться интернетом, даже когда зрение и слух естественным путём станут хуже.

2 «Это менее важно, чем функционал»

Если 10-30% посетителей не может пользоваться сайтом, то о каком функционале идёт речь?

Очень часто при разработке мы ориентируемся на «MVP» (минимальный жизнеспособный продукт). Доступность почти никогда не обсуждается при разработке MVP. Таким образом и накапливается технический долг. Команды должны обсудить, сделают ли они продукт доступным сразу или или обсудят доступность после того, как базовый проект будет готов. Игнорирование доступности может потребовать больше времени на её внедрение в будущем.

3 «Требуется много времени»

Доступность звучит круто и кажется крутой идеей, но только до того момента, пока команда разработчиков не начинает задумываться над реальным применением принципов доступности. Нужно поменять изображения, подкорректировать цветовую схему, добавить заголовки и текстовые пояснения, увеличить кегль и так далее. И это всё можно отложить в долгий ящик, пока ведётся работа над  другими аспектами проекта.

Но если работу над доступностью разбить на небольшие задачи, создание доступного сайта становится не такой уж неподъёмной.

4 «Это не обязательно»

В большинстве случаев действительно никто не обязывает делать сайт доступным. Но огромное количество государственных/образовательных организаций обязаны по закону иметь доступную версию сайта. Да и мало какой бизнес откажется от прироста аудитории даже на небольшой процент (зависит от сферы деятельности и пр).

5 «Оно не может быть красивым»

Дизайнеры могут подумать, что с оглядкой на доступность не удастся воплотить в жизнь все задумки. В какой-то степени это так, но это не значит, что нужно обязательно использовать только  чёрный и белый цвет.

Доступный сайт имеет те же шансы быть некачественным, как и любой другой. Если так получилось, что доступность как-то ограничивает вас в области дизайна, стоит попробовать пересмотреть подход к дизайну проекта.

Мы все предпочитаем пользоваться удобными вещами. Мало кто согласится иметь дома кривой пол или узкие двери, даже если дизайнер скажет, что так надо.