Привет, я Михаил.
Работаю веб-разработчиком и занимаюсь интернет-проектами: от сайтов и интерфейсов до систем автоматизации.
Связаться со мной

5 распространённых заблуждений о доступности веба

Чем шире становится интернет-аудитория, тем лучше сайт должен подстраиваться под её возможности. При разработке сайта всегда нужно держать в голове, что сайтом будут пользоваться люди с различными нарушениями зрения или без возможности пользоваться мышью.

Тема доступности практически всегда игнорируется в сегменте средних сайтов. И это большое допущение, так как среди заинтересованной аудитории вполне могут (и наверняка будут) люди с неидеальным здоровьем. 

Наверное, первой причиной такого упущения является недостаточное информирование заказчиков, дизайнеров или веб-разработчиков. В этой статье собраны основные заблуждения о доступности, засевшие в головах тех, кто кое-что слышал о доступности, но не решается пойти навстречу значительной части интернет-пользователей.

«Это почти никому не нужно»

Обычно доступность ассоциируется с пандусами, бесступенчатыми эскалаторами, заниженными бордюрами и табличками Брайля. Но этот термин распространяется и на интернет, где люди с нарушениями слуха, зрения и пр. составляют значительную часть.

Также стоит помнить, что человеку свойственно стареть. Уверен, всем хотелось бы продолжить пользоваться интернетом, даже когда зрение и слух станут хуже.

«Это менее важно, чем функционал»

Если 10-30% посетителей не может пользоваться сайтом, то о каком функционале идёт речь?

Очень часто при разработке мы ориентируемся на «MVP» (минимальный жизнеспособный продукт). Доступность почти никогда не обсуждается при разработке MVP. Таким образом и накапливается технический долг. Команды должны обсудить, сделают ли они продукт доступным сразу или или обсудят доступность после того, как базовый проект будет готов. Игнорирование обсуждения доступности в конечном итоге может потребовать больше времени.

«Требуется много времени»

Доступность звучит круто и кажется крутой идеей, но только до того момента, пока команда разработчиков не начинает задумываться над реальным применением принципов доступности. Нужно поменять изображения, подкорректировать цветовую схему, добавить заголовки, увеличить кегль и так далее, этот список можно продолжать очень долго. И это всё можно отложить в долгий ящик, пока ведётся работа над  другими аспектами проекта.

Но если работу над доступностью разбить на небольшие задачи, создание доступного сайта становится не такой уж неподъёмной.

«Это не обязательно»

В большинстве случаев действительно никто не обязывает делать сайт доступным. Но огромное количество государственных/образовательных организаций обязаны по закону иметь доступную версию сайта. 

«Оно не может быть красивым»

Часто у дизайнеров доступность ассоциируется с ограничениями. 

В какой-то степени это так, но это не значит, что нельзя использовать цвета кроме чёрного и белого. 

Доступный сайт имеет те же шансы быть некачественным, как и любой другой. Если так получилось, что доступность как-то ограничивает вас в области дизайна, стоит попробовать пересмотреть подход к дизайну проекта.

Мы все предпочитаем пользоваться удобными вещами. Мало кто согласится иметь дома кривой пол или узкие двери, даже если дизайнер скажет, что так надо. 

Отличные примеры доступных И красивых сайтов: