За обновлениями можно следить в telegram-канале https://t.me/quasiart

Поиск — важная, если не важнейшая, часть сайта или приложения. Если на сайте много информации, у пользователей должна быть возможность найти то, что им нужно (а в интересах продавца предложить ещё какой-нибудь продукт). Чем удобнее организован поиск на сайте, тем выше польза от сайта — выше конверсия и активность пользователей в целом.

В этой статье я расскажу, как сделать поиск на сайте лучше. 

1 Сохраняйте то, что ввёл пользователь

Пользователь должен видеть, к какому поисковому запросу относятся результаты. Если пользователь не сильно сосредоточен на поиске или отвлёкся, чтобы попить чай, то по возвращению к поиску он может забыть, какой текущий поисковый запрос. 

Поэтому в поле поиска должен содержаться текущий поисковый запрос. Также можно выделять слова из поискового запроса, как, например, это делает Google в сниппетах. 

2 Обеспечьте точные и релевантные результаты

Первая страница результатов поиска — самая важная. Если даже на второй странице есть то, что нужно, то пользователь навряд ли на неё перейдёт, если на первой странице нет и близко того, что нужно.

Cat или Catalog?

3 История поиска

Пользователи могут захотеть найти что-то заново и чтобы избавить их от необходимости вводить заново текст, можно отображать последние поисковые запросы.

Важно, чтобы список был без прокрутки, количество вариантов должно быть не более 10. 

4 Подсказки

Если есть возможность предсказать то, что пользователь хочет ввести, нужно ей воспользоваться. Это сэкономит время пользователя и избавит от опечаток.

5 Исправление опечаток

Если вы можете гарантированно обнаружить, что пользователь опечатался или ошибся, нужно отобразить результаты для исправленного запроса. Но в случае, если поисковый запрос не содержит ошибок или содержит намеренную ошибку, нужно дать возможность произвести поиск по такому запросу.

6 Количество результатов

Чтобы пользователи понимали, какое максимальное время они могут потратить на изучение результатов, нужно отображать их количество. 

7 Расположение элементов

Есть два основных типа расположения (раскладки): список и плитки (или карточки). В какой ситуации какую раскладку применять?

Список

Подходит для отображения товаров. Характеристики товаров очень важны при выборе, и список отлично подходит для беглого сравнения товаров.

Плитки

Плитки, или карточки, подходят для отображения продуктов с минимумом необходимой информации. Например, когда товар выбирается на основании фотографии, а не характеристик, цены или рейтинга.

Кстати, важно дать пользователям возможность менять способ отображения.

8 Отображение прогресса

Данный совет касается случая, когда поиск происходит с использованием AJAX, то есть без перехода на другую страницу. 

В идеале результаты поиска должны появляться мгновенно. Но если это невозможно и процесс поиска длится несколько секунд, то нужно использовать индикатор прогресса — Spinner или Progress Bar (о том, что выбрать, я писал ранее).

9 Сортировка и фильтрация

Если результатов поиска слишком много, а уточнить запрос только с помощью изменения поисковой фразы невозможно, то нужно дать возможность отфильтровать результаты поиска.

10 Если ничего не найдено

Если пользователю не удалось ничего найти, особенно несколько раз подряд, у него может возникнуть ощущение, что на сайте вообще нет того, что ему нужно. Возможно, это действительно так, но не ограничивайтесь выводом сообщения о том, что ничего не найдено. Предложите пользователю то, что может оказаться ему интересным. И даже если пользователь искал и не нашёл, например, велосипед, можно предложить ему шлем или велоформу.